barkut0709 (barkut0709) wrote,
barkut0709
barkut0709

Categories:

О поправках к Конституции РФ - 2

Пока писал предыдущий пост, вдруг узнал, что проект закона про изменения в Конституции уже внесён сегодня президентом в думу! (ссылка на законопроект) Вот так, ещё недели не прошло, ещё новое правительство не сформировалось, а поправки уже написали! А как же обещанное в послании: "Уважаемые коллеги, подчеркну, прозвучавшие сегодня предложения, конечно, не ограничивают круг дискуссий вокруг возможных поправок в Конституции. Уверен, что свои идеи выскажут общественные объединения, партии, регионы, юридическое сообщество, граждане страны. Необходимо самое широкое публичное обсуждение.". Вот это вот обсуждение, оно уже прошло? Или планируется? Я что-то не заметил. Как там говорил Гога, он же Гоша, он же Юра: "Выйти замуж после двух дней знакомства — просто верх легкомыслия. Надо всё хорошенько обдумать. Дней пять. Так что, ты не торопись — до среды есть время."

Ну что ж, пройдусь по блокам и посмотрю, как законопроект отвечает на возникшие у меня вопросы.

1) Суверенитет.
Поправили не Главу 1, а Главу 3 (про федеративное устройство). В статью 79 про межгосударственные объединения добавили "Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской
Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации". Ну что ж, тут действительно почти не придерёшься, и Главу 1 не затронули.

2) Требования к высшим должностным лицам.
Да, повысили требования к чиновникам (не менее 25 лет проживания в России для президента - было ли такое у самого ВВП в 2000?). И таки впрямь убрали спорное слово "подряд". Теперь пункт про ограничения президентских сроков звучит так:
"Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.". И тут нынешний президент не будет удовлетворять новой норме. Уж не собирается ли он в отставку сразу после принятия поправок?

3) Социальные обязательства.
Их таки запихнули не в Главу 2 (про права и свободы), а в Главу 3 (про федеративное устройство), в статью 75, где про рубль и налоги. Немного не в тему, но не придётся менять главы 1 и 2.

И да, формулировка про пенсию: "В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом.". Т.е. про индексацию ниже инфляции (как было в 2016-м) и про неиндексацию работающим пенсионерам ничего не проясняется.

4) Госсовет.
Роль Госсовета по-прежнему немного туманна, его статус определится ещё не принятым законом. Но и впрямь похоже на ещё один вариант Администрации президента.

"[президент] формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;"

Также похоже на пункт про Совбез (он идёт в пункте "ж", а Госсовет - "ж1" ст.83 ), но его президент "формирует и возглавляет", а Госсовет - лишь формирует.

5) Усиление роли Госдумы в формировании правительства.
Тут была интрига - кто всё-таки мощнее: президент или Дума? Не могут же они играться, назначать-увольнять членов правительства? Похоже, что могут!

ст.112 п.3(в новой редакции) "Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой."

Однако ст.83 "д) [президент] назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, и освобождает их от должности;" (выделено мною)

Насчёт силовых ведомств - да, они, похоже, остаются в исключительном ведении президента.

". Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д1" статьи 83 Конституции Российской Федерации. Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам. "

А в этой статье 83:
"д1) [президент] назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;"

Итак, тут таки и впрямь разделение правительства на 2 части (скрытая ловушка для двоевластия): одну назначает Дума по представлению Премьера, другую - Президент после консультаций с Совфедом (кстати, что такое консультации? Если Совфед каким-то образом (кстати, каким именно?) скажет: "мы не согласны", то что сделает президент?). Так что тут получается даже некоторое усиление президента?

Но разделение власти между президентом и премьером тоже какое-то зыбкое, как будто может меняться при формировании правительства:

"б1) [президент] утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти"

Значит, всё это тоже определяет президент. В случае отставки премьера структура не меняется, кстати? А то не вполне ясно, либо не меняется, либо не представляется Президенту и всё решают премьер и Дума между собой. Кандидатуру на должность премьера по-прежнему вносит президент, и пункт про роспуск Госдумы в случае троекратного неутверждения ею премьера вроде сохраняется. В общем, тут всё достаточно сложно, надо бы ещё проанализировать.

6) Усиление Совфеда.
Про консультацию с Совфедом уже написал, хотя и не совсем понял.

В Совфед, кроме представителей регионов добавляются представители, назначаемые президентом: "представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации (сенаторов Российской Федерации) - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

(Эта норма, похоже, уже есть в Конституции, после каких-то поправок, - ст.95 п.2 - но президент ещё никого туда не назначил).

7) Про Верховный и Конституционный суд.
Тут, вроде, всё как планировалось.

Вот, на первый взгляд, что поменяли из существенного. Может, что проглядел?

Tags: конституция, мысли, новости
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment