barkut0709

Category:

Все отечественные турбовинтовые пассажирские самолёты на одной диаграмме

В прошлом цикле статей мы говорили про турбореактивные самолёты. Теперь пришла пора поговорить про турбовинтовые. Для начала немного теории, чтоб чётко понимать, о каких самолётах идёт речь. Поговорим о понятиях двигатель и движитель. Двигатель - это то, что преобразует энергию топлива (или нагретого рабочего тела, или энергию в другой форме, например, электроэнергию в батарее электромобиля) в движение внутренних механизмов транспортного средства. Движитель - это устройство, которое преобразует энергию внутренних механизмов непосредственно в движение самого транспортного средства.

Например, в обычном автомобиле поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) преобразует энергию взрыва смеси паров бензина и кислорода внутри него в движение поршня и вращение вала. Потом это вращение через коробку передач и другие передаточные механизмы передаётся на колёса, которые отталкиваются от земли и заставляют автомобиль двигаться. Итак, движителем у автомобиля оказывается колесо. А двигателем - обычно, бензиновый поршневой ДВС, но также бывает дизельный поршневой ДВС, или не поршневой, а роторный, или, в случае электромобиля, электродвигатель. А теперь вернёмся к самолётам и рассмотрим их двигатели и движители.

Начиная с самого первого самолёта братьев Райт и заканчивая 1940-ми практически 100% самолётов (исключая экспериментальные) были поршневыми. Массовые пассажирские лайнеры в течение этого периода достигли скорости 300-400 км/ч (а самые совершенные - даже 500-700, например, Дуглас DC-7). Недостаток обычных поршневых ДВС - то, что при увеличении мощности (например, для больших или высокоскоростных самолётов) значительно увеличиваются вес и размер самого двигателя. Это нормально, например, для тепловоза. Но самолёту приходится свой двигатель вместе с собой поднимать в воздух, и для него лишняя масса может быть критичной. Поршневые самолёты и сейчас существуют, но их ниша - маленькие или частные самолёты (например, вечный "кукурузник" Ан-2 или современные Аэропракты).

Во время Второй Мировой в авиации начал применяться на практике другой тип двигателя - газовая турбина. Её главные плюсы - бОльшая мощность на единицу массы и возможность применять в качестве движителя не только вращаемый двигателем винт, но и непосредственно саму струю сгоревшей смеси топлива и воздуха (нагнетаемого турбиной). Минусы - его трудно ремонтировать, он предъявляет большие требования к сборке и материалам.

По сравнению с турбореактивными двигателями турбовинтовые менее "прожорливы" в плане топлива. Однако их минусы - меньшая скорость, шум и вибрация в салоне из-за вращающихся винтов. Поэтому основная ниша турбовинтовых самолётов сейчас - это региональные перевозки, то есть, перевозки около 50-70 пассажиров на расстояния до 1 тыс. км. На таких небольших расстояниях минусы турбовинта не успевают стать заметными для пассажиров, а большая экономичность выгодна авиакомпаниям. Однако были времена, когда из-за большей надёжности турбовинтовые двигатели применялись и на крупных, и на дальнемагистральных самолётах. С них мы и начнём наш рассказ.

1. Эпоха гигантов

Ту-114. Летучий корабль.

Ту-114 был поистине огромным. Он вмещал около 200 человек и мог совершать перелёты на расстояние около 9 тыс. Для турбовинтового самолёта он был довольно скоростным (около 750-770 км/ч, все остальные наши герои летали со скоростью 450-550 км/ч). Из-за этого он также известен как единственный турбовинтовой пассажирский самолёт со стреловидным крылом.

Продолжение на Дзен.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.