barkut0709

Category:

Все советские реактивные пассажирские самолёты на одной диаграмме. Часть 1 "Золотой век"

Недавно заинтересовался нашими пассажирскими самолётами, их историей, классификацией. Все мы знаем их, многие на них летали, но далеко не у всех есть понимание, когда, в какой очерёдности они создавались, в чём была логика создания того или иного самолёта, и его дальнейшая судьба. Поэтому я решил свести информацию о советских/российских самолётах в несколько диаграмм и написать пару слов о каждом самолёте (не беря в расчёт экспериментальные, так и не ставшие достаточно массовыми). Начнём пока что с реактивных самолётов (здесь и далее использую слова "реактивные" и "турбореактивные" как синонимы, т.к. в пассажирской авиации других реактивных двигателей нет).

Главное преимущество турбореактивных двигателей - скорость и высота полёта. Именно благодаря им стали возможны относительно быстрые дальние перелёты, вне зависимости от погоды (ну, почти что). Появились они незадолго перед Второй Мировой, во время неё применялись нацистами и британцами, а после войны получили широкое распространение по всему миру, сначала в военной, а затем (с 1950-х) и в гражданской авиации.

По горизонтали - годы, по вертикали - количество мест
По горизонтали - годы, по вертикали - количество мест

На диаграмме по вертикальной оси - приблизительное количество пассажиров, перевозимых самолётом. Надо понимать, что у одного и того же самолёта могут быть различные компоновки салона (не говоря уже о модификациях), так что реальное число мест в них может отличаться от того, что на диаграмме. Более того, пассажировместимость - далеко не единственная и не самая главная характеристика самолёта. Есть ещё дальность полёта, число и расположение двигателей, длина полосы для взлёта и посадки и т.д., и т.п. По мере возможности буду говорить и про них, но тут я решил вывести именно пассажировместимость, для представления о том, насколько большой тот или иной самолёт.

По горизонтальной оси - время. Линии представляют "линии жизни" каждого самолёта. Первая точка - его первый полёт. Вторая - ввод в эксплуатацию. Третья - прекращение серийного выпуска. Период между началом эксплуатации и концом выпуска выделен жирной линией, как период активной жизни самолёта. Наконец, 4-я точка - окончательный вывод самолёта из эксплуатации. Очень часто самолёты могут эксплуатироваться значительное время после окончания их производства (лишь для Ту-144 пришлось сделать исключение - он был выведен из пассажирской эксплуатации раньше, чем закончилась его доработка, и, соответственно, производство). Если на смену одному самолёту пришёл другой, то их жирные линии соединены.

Вся история условно разделена на 3 этапа. Даже по простой диаграмме количества выпущенных самолётов отчётливо видна разница между этапами, особенно 1-м и 2-м. Соответственно, и статью я решил разбить на 3 части, для каждого этапа - отдельная часть.

1. Золотой век

Ту-104/124/134. От "детских болезней" к счастливой и долгой старости.

Многие сейчас и не знают, что советский Ту-104 был вторым реактивным пассажирским лайнером в мире! И первыми были даже не американцы, а англичане со своим de Havilland Comet, т.е. "Кометой". Более того, у английской Кометы в процессе эксплуатации выявились существенные проблемы с безопасностью полётов. Возможно вы слышали историю про самолёт, который падал из-за того, что у него были квадратные, а не круглые иллюминаторы. Так вот, эти истории как раз про de Havilland Comet. После нескольких аварий его полёты были прекращены, так что наш советский Ту-104 на момент ввода в эксплуатацию был вообще единственным реактивным пассажирским самолётом в мире.

Продолжение — на Дзен

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.