barkut0709

Categories:

170 лет с открытия железной дороги Петербург-Москва

170 лет назад, в 1851-м году, в России была открыта первая настоящая, полноценная железная дорога, остающаяся и по сей день, пожалуй, самой важной, самой загруженной (по крайней мере, по пассажирообороту) и современной. Речь идёт о железной дороге из Петербурга в Москву (она же Санкт-Петербурго-Московская (до 1855), она же Николаевская (до 1923), она же Октябрьская, точнее, сейчас - главный ход Октябрьской ж/д, так как в её состав входят и другие дороги).

Именно в этих числах прошли первые испытания дороги на всём её протяжении, 26-28 августа из тогдашней столицы в Москву были переправлены войска, а 31-го - проехал царский поезд (для общего пользования дорога открылась 1-го ноября). В связи с этим хочется рассказать о некоторых интересных фактах, связанных с ней.

1) Третья в России, первая с "русской колеёй"

Самой первой железной дорогой в России была Царскосельская железная дорога (из Петербурга в Царское Село, открыта в 1837, затем продлена в Павловск в 1938). Она была, скорее, демонстрационным и увеселительным проектом. Ширина колеи для неё была выбрана значительно больше современной русской - 1,829 м (то есть, 6 футов). Она шла практически по прямой от современного Витебского вокзала до Павловска.

Там, где нынешняя железная дорога уходит западнее на Павловск-2, Царскосельская дорога шла прямо и заканчивалась тупиком. На спутниковых снимках до сих пор можно увидеть следы её прохождения (участок Фильтровского шоссе, железнодорожная аллея в Павловском парке). Рядом с тупиком был выстроено первое в России здание с названием "вокзал" - изначально это название не имело отношение к транспорту и обозначало что-то вроде места для досуга, развлечений и гуляний (произошло от названия лондонского общественного сада Vauxhall). Именно после Павловска этот термин распространился на все здания на станциях. Увы, во время Великой Отечественной эти территории попали под немецкую оккупацию; первый вокзал был разрушен, в настоящее время от него остались небольшие хоз. постройки (бывшая кухня, например) и памятный камень в чистом поле на его месте.

Источник - Яндекс карты, изображение повёрнуто, чтобы прямая линия дороги была горизонтальной
Источник - Яндекс карты, изображение повёрнуто, чтобы прямая линия дороги была горизонтальной

Второй была ж/д из Варшавы в Вену. Она была построена в 1840-1848 и связала Варшаву с европейской сетью железных дорог. Соответственно, и ширина колеи у неё была европейская (1,435 м), и проходила она по территории, ныне не принадлежащей России. Открывалась она частями, и лишь в 1848 году была соединена с немецкими и австрийскими железными дорогами, благодаря чему стал доступен проезд из Варшавы в Вену. В 1849 году дорога была использована для переброски российских войск в Австрию на подавление Венгерского восстания. В отличие от 1-й, Царскосельской ж/д, Варшавско-Венская, как мы видим, была уже далеко не просто увеселительной. Однако она не находится на территории современной России, имеет изначально другую колею, и про неё обычно мало вспоминают в контексте истории российских ж/д.

Продолжение — на Дзен.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.